Посольство Российской Федерации в Румынии
(+4021) 222-31-68, (+4021) 222-31-70 (круглосуточно)
(+4021) 222-15-56 (Консульский отдел)
/
26 апреля / 2019

О введении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины

24 апреля 2019 г. Президент России В.В.Путин подписал Указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке». Согласно документу, такое право предоставляется лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.

Данная мера была принята в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Решение принималось не внезапно, а с учетом той сложной гуманитарной ситуации, в которой оказались жители упомянутых регионов. По подсчетам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), на конец 2018 года число затронутых конфликтом на юго-востоке Украины лиц составило 5,4 млн человек, из которых 3,5 млн нуждаются в гуманитарной помощи.

Официальный Киев в одностороннем порядке разорвал связь с населением Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) республик. Называя жителей этих регионов террористами и сепаратистами, киевская власть сделала их де-факто лицами без гражданства на территории своего родного государства.

Люди пытаются защитить себя и своих детей от посягательства на их идентичность, жизненный уклад, язык, от навязывания чуждого мировоззрения, от прямого нарушения со стороны государства общепризнанных прав личности: на свободу совести, свободу мысли, права беспрепятственно придерживаться своего мнения и пользоваться родным языком. Кроме «языковых» и культурных аспектов речь идет о систематическом ущемлении фундаментальных прав человека - таких как право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, запрет на применение пыток.

При этом нет даже намеков на возможное улучшение ситуации в зоне конфликта. Цивилизованный вариант решения – «Минские соглашения» - украинской стороной фактически проигнорирован. Несмотря на договоренности сторон о прекращении боевых действий, достичь полного и всеобъемлющего прекращения огня пока не удается. Ситуация усугубляется принятыми украинскими властями в марте 2017 года мерами по ужесточению и узакониванию социально-экономической блокады Донбасса, де-факто осуществляемой ими совместно с радикальными националистами еще с 2015 года.

При всей неоднозначности политических процессов на Украине в 2014 году Россия, тем не менее, признала президента П.Порошенко главой украинского государства. В определенной степени мировым сообществом Киеву был выдан «политический кредит» на нахождение компромисса между различными частями украинского общества и полноценное объединение государства. Киевский режим, к сожалению, не захотел воспользоваться этой возможностью, взяв курс на дальнейшую политическую, экономическую, социальную и культурную изоляцию восточных регионов. Более того, Киев фактически развязал карательную операцию против своего же населения, в ходе которой погибло множество украинцев.

Кульминацией стало сознательное исключение около трех миллионов жителей (по данным ЦИК Украины), проживающих в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, из выборов президента Украины в 2019 г., а также украинских граждан, находящихся на территории России. Этот шаг является не только юридическим актом лишения своих граждан основных прав, но и демонстрацией отношения власти к определенной социально-культурной группе людей, населяющих Украину.

Все вышеизложенное стало окончательным подтверждением полного нежелания Киева интегрировать жителей восточных регионов в украинское государство. Как заявил Президент России В.В.Путин, «у нас нет никакого желания создавать проблемы новой украинской власти, но терпеть ситуацию, при которой люди, проживающие на территории Донецкой и Луганской республик, вообще лишены каких бы то ни было гражданских прав, это уже переходит границы с точки зрения прав человека. Они не могут передвигаться нормально, не могут реализовать самые элементарные свои потребности и права. Это вопрос чисто гуманитарного характера».

Предоставляя возможность жителями Донбасса приобрести российское гражданство в упрощенном порядке, Россия руководствовалась общепризнанными принципами и нормами международного права: Европейской конвенцией о гражданстве 1996 года, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года,  Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и др. Наша страна не создает нового прецедента. Общеизвестно, что еще с 2009 года отдельным категориям украинских граждан предоставляется гражданство Румынии, в последние годы своим соотечественникам активно оформляет гражданство Венгрия.

Распространение упрощенного порядка на лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, ни в коей мере не противоречит Минским договоренностям и не означает отказа от их реализации. С учетом тяжелого социально-экономического положения в Донбассе такой режим будет способствовать улучшению гуманитарной ситуации в регионе.

Важно отметить, что Россия не навязывает гражданство жителям Донбасса, а предоставляет им возможность добровольно и самостоятельно обратиться в установленном порядке в компетентные органы на территории России.