Посольство Российской Федерации в Румынии
(+4021) 222-31-68, (+4021) 222-31-70 (круглосуточно)
(+4021) 222-15-56 (Консульский отдел)
/

Выступление руководителя российской делегации – заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова на 28-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Вена, 20 мая 2019 года

Уважаемая Госпожа Председатель,

Прежде всего, позвольте поздравить Вас и других членов Бюро с избранием и выразить уверенность, что под Вашим профессиональным руководством нынешняя сессия достигнет стоящих перед ней задач.

Госпожа Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего, с транснациональной организованной преступностью и терроризмом, при соблюдении базовых принципов международного права.

Убеждены, что Комиссия является главным уникальным многосторонним форматом для экспертного обсуждения вопросов борьбы с преступностью, обмена опытом, разработки основных направлений международного антикриминального сотрудничества, включая, когда целесообразно, подготовку новых профильных международно-правовых инструментов.

Госпожа Председатель,

Транснациональная организованная преступность продолжает использовать набирающую обороты глобализацию и глобализируется сама, использует достижения научно-технического прогресса, несет угрозу развитию государств и целых регионов. В настоящее время особую актуальность приобретает тематика противодействия киберпреступности. Все мы прекрасно понимаем, что без международного сотрудничества невозможно эффективно противостоять криминальным угрозам в этой сфере. При этом профильная международная правовая база борьбы с преступностью в этой сфере нуждается в совершенствовании. Вместе с тем, в настоящее время у мирового сообщества, к сожалению, нет единого подхода к решению данной задачи.

Россия, как и многие другие страны, видит решение в разработке под эгидой ООН универсальной конвенции о борьбе с киберпреступностью, которая учитывала бы современные реалии, принципы уважения прав человека, суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела.

Рассчитываем, что подготовленный российскими экспертами проект универсальной конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности станет своего рода «пищей для размышления» в данном контексте, в том числе для выработки практических решений в этой сфере. Дискуссия по принципиально важной и актуальной проблематике киберпреступности не может и не должна быть сведена к аспектам оказания технического содействия без комплексного взгляда на существующее положение дел. Приветствуем принятие Генеральной Ассамблеей ООН специализированной резолюции 73/187 (2018 г.) по тематике противодействия преступности в сфере информационно-коммуникационных технологий, рассчитываем на продолжение профильной дискуссии в рамках Генассамблеи.

Придаем большое значение также деятельности Межправительственной группы экспертов по подготовке Всестороннего исследования по киберпреступиости, в том числе ее пятому заседанию, которое состоялось в Вене 27-29 марта с.г. Надеемся на продолжение указанного межправительственного экспертного диалога по проблематике борьбы с киберпреступностью, продемонстрировавшего свою важность для всех без исключения стран, рассчитываем на участие в этом процессе академических кругов и бизнес-сообщества.

Госпожа Председатель,

Россия отмечает значимость Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности – основополагающего универсального документа в сфере борьбы с международным криминалом. Приветствуем создание механизма по ее обзору. Призываем все государства приложить максимум усилий для того, чтобы обеспечить его полноценный запуск в 2020 г. на 10-й сессии Конференции участников этой Конвенции, завершив согласование оставшихся документов в полном соответствии с правилами и процедурами указанного механизма.

Госпожа Председатель,

Учитывая, что основной темой нынешней сессии является ответственность систем уголовного правосудия за противодействие преступности, обусловленной нетерпимостью или дискриминацией любого рода, хотели бы отметить, что Российская Федерация рассматривает терроризм и экстремизм как преступления, совершаемые в том числе по причине ненависти и нетерпимости.

Считаем, что в условиях стремительной экспансии террористической и экстремистской идеологии всем ответственным участникам международного сообщества необходимо сосредоточить усилия на борьбе с этим злом. Уверены, что эффективная борьба с террористическими и экстремистскими угрозами невозможна без создания в обществе атмосферы категорического отторжения насилия и ненависти, оправдываемого экстремистами различными идейными, религиозными или националистическими соображениями. Эта многоплановая работа предполагает объединение усилий при ведущей роли государства и его компетентных органов и заинтересованном добровольном участии гражданского общества.

Считаем недальновидной и опасной подмену первостепенных задач международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом реализацией спорной концепции противодействия так называемому насильственному экстремизму.

Приветствуем плодотворную и качественную работу недавно созданного Управления ООН по контртерроризму, рассчитываем на то, что оно будет продолжать вносить свой решающий вклад в координацию всех ооновских специализированных структур в данной области.

Госпожа Председатель,

Часто приходится сталкиваться с проблемами в области оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции. Призываем государства сосредоточиться на поиске эффективных способов устранения имеющихся трудностей и препятствий в этой области, прежде всего – путем укрепления правовых рамок международного антикриминального сотрудничества. Улучшить ситуацию в этой сфере помог бы профильный универсальный международно-правовой инструмент.

Все больше набирает обороты проблематика возвращения активов, полученных преступным путем, в страны происхождения. Считаем, что Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенция ООН против коррупции содержат только рамочные, положения общего характера, недостаточные для решения этой проблемы, которое, на наш взгляд, требует разработки новой универсальной специализированной конвенции.

Госпожа Председатель,

Российская Федерация намерена и впредь продолжать поддерживать усилия Комиссии и Управления ООН по наркотикам и преступности, нацеленные на углубленную разработку вопросов противодействия незаконному обороту драгоценных металлов. Выражаем также признательность Межрегиональному научно-исследовательскому институту ООН по вопросам преступности и правосудия за его работу в данной области и надеемся на ее продолжение. Приветствуем инициативу делегации ЮАР, представившей на рассмотрение настоящей сессии Комиссии проект тематической резолюции в указанной сфере.

Отмечаем работу УНП ООН и отдельных членов Комиссии в области противодействия преступлениям против дикой природы. В связи с явной недостаточностью существующей международно-правовой базы для противостояния этим преступлениям, по-прежнему полагаем целесообразным разработать под эгидой ООН новый профильный документ.

Благодарим белорусскую делегацию за проект резолюции об укреплении мер по предупреждению преступности за счет привлечения к ним всего общества. Намерены принять самое активное участие в работе над этим важным документом.

В заключение, еще раз позвольте, Госпожа Председатель, выразить приверженность Российской Федерации делу борьбы с преступностью во всех ее формах и проявлениях, подтвердить нашу готовность и дальше развивать равноправное международное антикриминальное сотрудничество.

Спасибо за внимание.