Часто задаваемые вопросы о заключении/расторжении
 брака  с иностранными гражданами
 в Румынии

 

Вопрос:  Я гражданка Российской Федерации, планирую выйти замуж за гражданина  Румынии, какова процедура регистрации брака  в Румынии и  какие документы  мне необходимо предоставить? 

Ответ: Для регистрации брака необходимо подать заявление установленного образца в отделение Центральной службы ЗАГС Дирекции по учету лиц и ведению баз данных (Serviciul central de stare civila, Derectia pentru evidenta persoanelor si administrarea bezelor de date). Заявление о вступлении в брак подается каждым из будущих супругов по месту жительства одного из них. К своим заявлениям лица, вступающие в брак, должны приложить следующие документы:

- оригинал и копию документа, удостоверяющего личность (для иностранных граждан - паспорт с румынской визой и отметкой о въезде в Румынию, при этом виза должна быть действительной как в момент подачи заявления, так и на дату последующей регистрации брачных отношений);

- оригинал и копию свидетельства о рождении;

- медицинскую справку, выданную в лечебном учреждении Румынии, о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к вступлению в брак. Срок действия документа - 14 дней с момента выдачи;

- документ, подтверждающий местожительства.

Если лицо ранее состояло в браке, то требуется представить оригинал и копию свидетельства о его расторжении.

Помимо перечисленного иностранный гражданин, вступающий в брак на территории Румынии, должен предоставить  документы о брачной правоспособности и об отсутствии судимости, выданные дипломатическим представительством или консульским учреждением или компетентными властями государства своей гражданской принадлежности. Срок действия этих документов составляет 3 месяца с даты выдачи.

Вопрос: Я планирую вступить в брак с гражданином Румынии; нахожусь в настоящий момент на территории Румынии  могу ли  я получить справку о брачной правоспособности обратившись в консульский отдел Посольства России в Румынии и предъявив  российский внутренний паспорт?

Ответ: Консульский отдел Посольства справок о брачной правоспособности не выдает, а только удостоверяет подпись заявителя на его соответствующем заявлении и свидетельствует верность перевода справки о брачной правоспособности, полученной в органах ЗАГС на территории Российской Федерации.

Обращаем внимание: Между Российской Федерацией и Румынией действует двусторонний договор от 3 апреля 1958 года об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Согласно договору  документы, которые были составлены на территории одной из договаривающихся сторон или засвидетельствованы учреждениями юстиции или официальным лицом (официальным переводчиком, экспертом и т.п.) в пределах их компетенции и по установленной форме и к которым приложена гербовая печать, действительны на территории другой договаривающейся стороны без какого-либо иного удостоверения.

Процедура регистрации брака совершается в течение 10 дней со дня подачи заявлений и всех предусмотренных законодательством документов.

В случае если иностранный гражданин не владеет румынским языком, процедура заключения брака должна сопровождаться переводом авторизованного переводчика на соответствующий язык.

Вопрос: С 2012 г. состою в браке с гражданином Румынии, в настоящий момент приняла решение оформить развод. За какой срок можно оформить расторжение брака в Румынии и какие органы власти регулируют раздел совместно нажитого в браке имущества?

Ответ: В целях расторжения брачных отношений супруги должны подать в орган ЗАГС, по месту регистрации брака, заявления, написанные каждым из них лично в присутствии сотрудника органа ЗАГС. В заявлении помимо личных данных отмечается согласие с расторжением брака, указывается на наличие несовершеннолетних детей, рожденных или усыновленных/удочеренных в браке, а также договоренностей по их воспитанию и решению имущественных вопросов. К заявлению прилагаются следующие документы:

- оригинал и копию документа, удостоверяющего личность (для иностранных граждан - паспорт с румынской визой либо с разрешением на проживание в Румынии и отметкой о въезде в Румынию, при этом виза либо разрешение должны быть действительны как в момент подачи заявления, так и на дату последующего расторжения брака);

- оригинал и копию свидетельства о рождении;

- оригинал и копию свидетельства о заключении брака;

- документ, подтверждающий местожительства (если указанное в заявлении о расторжении брака последнее совместное место жительства супругов не совпадает с указанным в документах адресом проживания, требуется письменно дать соответствующие разъяснения сотруднику органа ЗАГС).

Все документы, выданные властями иностранного государства и исполненные на иностранном языке, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международным договором (для стран-членов Гаагской конвенции 1961 г. достаточно проставить на документах апостиль), и иметь нотариально заверенный перевод на румынский язык.

Процедура расторжения брака совершается по истечении 30 дней со дня подачи заявлений и всех предусмотренных законодательством документов. По окончании этого срока оба супруга должны прийти в ЗАГС и подтвердить в присутствии сотрудника ЗАГСа свое добровольное согласие на развод. Если такое согласие получено оба супруга получают свидетельство о разводе. В некоторых случаях расторжение брака может быть оформлено и в день подачи заявлений.

Если иностранный гражданин не владеет румынским языком, процедура расторжения брака должна сопровождаться переводом авторизованного переводчика на соответствующий язык.

В случае если супругам не удалось урегулировать вопросы расторжения брака по взаимному согласию до обращения в орган ЗАГС (о распределении родительских обязанностей после развода, о месте проживания детей, о характере родственных отношений между супругами и детьми после развода, о финансовой помощи на содержание, воспитание и образование детей, о разделе совместно нажитого имущества и др.), то сотрудник ЗАГС имеет право отклонить заявление о расторжении брака и предложить супругам обратиться в судебные инстанции.

Раздел совместно нажитого в браке имущества и урегулирование долгов осуществляется в соответствии с заключенным между супругами нотариальным договором либо решением судебных органов об изъятии имущества (act de lichidare). Основным этапом в процессе раздела имущества является определение квоты каждого из супругов на причитающееся им имущество, включая долги. Квота формируется на основе доли каждого из них в накоплении совместного имущества, а также на основании выполнения общих обязательств, включая ведение домашнего хозяйства, а также воспитание детей. В соответствии с законодательством разделу не подлежит имущество, приобретенное до брака.

В случае если в ходе раздела совместно нажитого имущества, один из супругов превысил квоту причитающегося ему имущества, другой супруг имеет право получить материальную компенсацию.

Вопрос: Я гражданка Российской Федерации, муж гражданин Румынии. Может ли супруг после развода отобрать ребенка?

Ответ: После оформления развода законодательством предусмотрены равные права бывших супругов в отношении рожденных либо усыновленных/удочеренных в браке детей. Приоритет в вопросах воспитания детей после расторжения брака отдается достигнутым родителями договоренностям, которые должны быть нотариально оформлены.

При отсутствии такого согласия между бывшими супругами решение о том, с кем оставить детей, принимается органом опеки с учетом взаимоотношений между родителями и их несовершеннолетними детьми, мнения самих детей, а также с учетом рекомендаций специальной комиссии психологов.

Как правило, орган опеки принимает решение по последующему проживанию детей в пользу родителя, с которым они жили постоянно либо преимущественно. При этом второй родитель сохраняет право на воспитание детей. Если ребенок проживал вместе с двумя родителями, то при принятии решения орган опеки должен руководствоваться интересами и мнением ребенка.

В случае наличия оснований орган опеки может лишить одного из родителей права воспитывать детей после расторжения брака. При этом за ним сохраняется право отслеживать процесс воспитания и получения образования детьми, а также право на усыновление.

По просьбе одного из родителей, надзорного или иного органа по защите прав детей, а также на основании обращения прокуратуры орган опеки может уменьшить или расширить права родителя по воспитанию ребенка.